gototopgototop
Группа "Вконтакте"
Рассылка новостей
Поиск

Расширенный поиск
Ключевые слова


28 августа 2012г. Успение Пресвятой Богородицы PDF Печать E-mail

28 августа 2012г.  Успение Пресвятой Богородицы 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы прошли праздничные Богослужения во всех храмах Спасского Южного благочиния. В Воскресенском храме села Сушки Божественную Литургию совершил настоятель благочинный Спасского Южного округа протоиерей Илия Коростелев в сослужении иерея Андрея Клоцбах. По окончании Богослужения было совершено славление праздника. Затем протоиерей Илия обратился к молящимся со словами поздравления.


Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви.


Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием - "Собором Пресвятой Богородицы", который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется "рождение Госпожи Марии", а в календаре IX века в то же число - "смерть и воскресение Богородицы" (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV-XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа - Вознесения Богоматери на небо).


В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592-602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. - сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них - Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем "Полном месяцеслове Востока", согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.


Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа "Егда преставилася еси…"; прокимен, глас 3 "Величит душа моя Господа"; чтения (Притч. 31, 30-32; Иез. 44, 1-4; Гал. 3, 24-29); аллилуарий "Слыши, дщи, и виждь"; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39-50, 56).


Типикон (устав) Великой церкви (т. е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа "В рождестве девство сохранила еси" (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии - те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие.


Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав - Студийский Ипотипосис IX века - полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т. е. на третий день.


В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов "Хвалите имя Господне…" (Пс. 135), "Помяни, Господи, Давида…" (Пс. 131) и "Хвалите Господа с небес…" (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, - "Блажим Тя вси роди" (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви).


Михаил Бернацкий, Патриархия.ру



 
Икона дня

Календарь

Ильинские чтение

ilyin chten2017

Учителю ОПК

opk

Сбор средств

pomoch

Карта

bannerkarta

Фотоальбом