gototopgototop
Группа "Вконтакте"
Рассылка новостей
Поиск

Расширенный поиск
Ключевые слова


Утреня с Чином Погребения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. PDF Печать E-mail

28 августа 2012г.  Успение Пресвятой Богородицы Вечером 29 августа в храме Воскресения Словущего села Сушки была совершена утреня с чином Погребения Пресвятой Богородицы. Богослужение возглавил настоятель благочинный Спасского Южного округа протоиерей Илия Коростелев в сослужении помощника благочинного протоиерея Александра Крикова.


Чин Погребения Пресвятой Богородицы


В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии". Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.


В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского "Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери" и "О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле" // ЖМП, 1979, №3.


На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня - вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: "Сионяне, свещы возжгите"). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.


14 августа утром около 9-10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами - похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. (Согласно описанию А. А. Дмитриевского, во времена османского владычества к богослужению в Гефсиманию прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем.) По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в Пещере погребения, после обычного начала службы (Трисвятое по Отче наш), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей - архиереи, архимандриты и иеромонахи.


Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: "Жизнь во гробе полагается". Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие "Достойно есть величати Тя" Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: "Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево", кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей "Ангельский собор". После ектении - ексапостиларий праздника ("Апостоли от конец земли"), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры "С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей". Затем Патриарх творит отпуст.


Богослужение в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании Литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.


На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: "аще изволит настоятель", совершается на средине храма собором со свечами у всех "надгробное пение" - такое, как в Киевской лавре, без ектений; "аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению". В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.


При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери - 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.


В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М. С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа". В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи.


В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически - как третий день после Успения, и исторически - такова была практика в Гефсиманском скиту).


Михаил Бернацкий, Патриархия.ру



 
Икона дня

Календарь

Ильинские чтение

ilyin chten2017

Учителю ОПК

opk

Сбор средств

pomoch

Карта

bannerkarta

Фотоальбом